Использование игры для развития мелкой моторики дошкольников

Апрель 25, 2020

Кузмина Л.Л.,воспитатель

ГБДОУ детский сад №43 Комбинированного вида,

Центрального района г. Санкт-Петербурга

 

Использование игры для развития мелкой моторики дошкольников

 

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» В.А.Сухомлинский

 

Современная действительность диктует свои порой высокие требования не только ко взрослым, но и к детям. Для наиболее успешной адаптации ребенка в обществе ,необходимо обеспечить такое развитие его речи , которое бы отвечало современным стандартам. М.М.Кольцова в своей работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, «что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук» [1]. Это значит, что чем больше ребенок понимает, хочет и пытается делать руками, тем он умнее и находчивей. Ведь на кончиках пальцев – стимулятор умственной деятельности, кладезь творческой мысли, «который питает мозг ребенка, расширяет словарный запас, способствует положительному эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психо-эмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает их к осознанным, точным, целенаправленным движениям, облегчает овладение навыком письма» [1]. И если активно воздействовать на центр головного мозга, отвечающий за движение пальцев, то в свою очередь, область мозга, отвечающая за речь будет активизироваться. Таким образом, функция руки и речь развиваются параллельно.

Но вот, что интересно: при всей важности игры для детского развития, она уходит из нашей жизни. Сегодня в нашем обществе игра все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. В наши дни, к сожалению, при стремительном темпе жизни взрослых, согласно статистике, у многих детей наблюдается переизбыток современных игрушек и тв-мультиков и, как следствие, отставание в моторном развитии. Дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, поэтому родители покупают обувь и одежду на липучках или молнии — потому что так быстрее. Именно такой факт отодвинул далеко назад приучение к самостоятельности. Но взрослые зачастую забывают, что детей следует с ранних лет приучать к самостоятельной деятельности, ведь стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, может стать важным моментом в становлении юной личности. Если не так давно дети вместе со взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, мастерили кукол, то сейчас мало кто на это обращает внимание. И об этом из своего детства могут вспомнить не многие взрослые. Поэтому у наших современных детей слабо развита мелкая моторика, то есть способность выполнять мелкие движения кистями и пальцами. Итог, большинство дошкольников не готовы к школе — плохо пишут, плохо говорят и, как следствие, не успешность во взрослой жизни.

Многие современные родители начали задумываться над тем, как же лучше развивать своего малыша. Они покупают разные сортировщики, пальчиковые лабиринты, шнурочки и аналогичные игры, тратя на их приобретение много денег и личного времени.

В данной статье предлагаются вашему вниманию игры с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для развития игры, а игра в свою очередь способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.

Идея создания игр из нестандартного оборудования пришла не сразу. Необходимость отойти от традиционного понимания натолкнула на поиски чего-то необычного. Хотелось найти нечто такое, что могло доставлять ребенку больше радости, а взрослым меньше хлопот, при этом интересное, развивающее, а главное, доступное. Помимо этого, данные разработки могут использовать как воспитатели в ходе своей ежедневной работы, так и родители.

Данная техника хороша тем, что она вносит определенную новизну в деятельности малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Детям безумно нравится играть с вещами, которые вроде бы не предназначены для игр, с предметами которыми пользуются такие взрослые папа и мама. Родителям только остается проявить фантазию и все превратить в веселую сказочную игру. Совместная игра детей и взрослых в непринужденной обстановке позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенка у взрослого есть уникальная возможность стать значимым. Стать для своего ребенка тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.

 

Итак, предлагаем вашему вниманию несколько примеров творческих разработок для развития мелкой моторики малыша.

 

 

Игра «Сплети коврик»

Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной2,5 см , пришитые одним концом к краю решётки.

Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху — вниз», «слева — направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.

 

Игра «Ежик»

Оборудование: дуршлаг, ватные палочки.

Описание :предложить ребенку вставить ватные палочки в отверстия дуршлага.

 

Игра –мозайка из нарезанных коктейльных трубочек

Оборудование: основа шаблон любого животного( насекомого, птицы ,рыбы), нарезанные трубочки, пластилин, глазки для оформления

Описание :предложить ребенку сделать мозайку на пластилиновой основе. В зависимости от возраста и возможностей ребенка,- можно предложить ему самостоятельно выбрать себе заготовку основы и размазать пластилин. А затем, заполнить форму нарезанными трубочками.

 

 

Игра «Паутина»

Оборудование: корзина, резинка ,маленькие игрушки.

Описание: натянуть резинку в корзине по типу «паутина». На дно положить игрушки. Попросить ребенка достать(спасти) игрушки. Более сложный вариант, достать игрушки с помощью предмета, например ложки.

 

Игра «Башенки»

Оборудование: деревянные шпажки, трубочки для коктейля разных цветов.

Описание: Нарезать трубочки. На шпажки наклеить разноцветный скотч, можно покрасить краской. Шпажки закрепить с помощью пластилина на доске. Предложить ребенку построить башню(насадить нарезанные трубочки) согласно цвету шпажки.

 

Игра «Спрячь — найди»

Оборудование: фольга или бумага, маленькие игрушки.

Описание: предложить сыграть ребенку в прятки с игрушками. Завернуть игрушку в бумагу или наоборот, развернуть аккуратно и не порвать бумагу.

 

И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку! И тут задача взрослых, наша с вами задача,- поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно, быть терпеливыми и спокойными. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.

Будьте мудрыми и внимательными!

 

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский

 

 

Список использованной литературы.

  1. Кольцова М.М., Рузина М. С. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.» -Екатеренбург : У- Фактория, 2004.
Конкурс «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ»«Письмо водителю»